ХИЧКОК "НА СЕВЕР ЧЕРЕЗ СЕВЕРО-ЗАПАД". О СЪЁМКАХ

угадайте с трёх раз, какую сцену сейчас снимали?
внимание! внутри есть спойлеры. не читайте этот пост, если вы ещё не смотрели фильм. посмотреть фильм онлайн прямо в нашем бложике можно здесь.


Сценарий для фильма написал Эрнест Леман, а вот идею и концепцию они придумывали вместе с Хичкоком. Первоначально была только одна мысль: Хичкок давно мечтал снять сцену погони на горе Рашмор (про гору читайте здесь, самое начало).

Потом было придумано убийство в здании ООН, убийство на автомобильном заводе (нет в фильме, об этой сцене читайте ниже),  финальная сцена на Аляске (нет в фильме) . В конце концов они остановились на убийстве ООН для открытия и преследовать по всей горе Рашмор для кульминации.

так снималась сцена на горе Рашмор
и вот так

Центральной идеей стала история, рассказанная Хичкоку его знакомым журналистом.  В годы Второй мировой войны британцы для смеха выдумали мифического агента и с блеском водили за нос немцев, убивших немало сил на поиски «шпиона». Идею выкупили у журналиста за $ 10000.

Хичкок и три его главных актёра

В главной роли должен был сниматься  Джеймс Стюарт, но Хичкок заменил его Кэри Грантом. Хичкок связывал неудачные сборы своего предыдущего фильма – «Головокружение» - со Стюартом (играл в фильме главную роль).

Хичкок и Грант

И ещё, про главного героя. Его имя - Роджер О. Торнхилл (ROT). Оно выбрано не случайно. Торнхилл-колледж - место, где располагалось агентурное гнездо в популярном тогда политическом триллере "Сновидения". Буква «О» в имени, которая "ничего не значит", - отсылка к продюсеру Дэвиду О. Сэлзнику, у которого «О» также ничего не значила.

Адам  Уильямс

Почти половину фильма снимали в декорациях. Например, офигительный дом,  который показан в финале "На север через северо-запад" – макет дома, построенного Фрэнком Ллойдом Райтом (американский архитектор и теоретик архитектуры, основоположник "органической" архитектуры, согласно принципам которой здание должно органически вписываться в среду).

Ева Мари Сэйнт

Когда фильм был снят, студия MGM хотела его сократить. Хичкок:
«В этой картине ничего не оставлено случайности, вот почему, когда мы ее закончили, я занял очень твердую позицию. Я прежде никогда не работал для студии "МГМ", и когда они отсмотрели смонтированную копию, стали давить на меня, чтобы я убрал длинный эпизод в финале.
Кэри Грант
Сразу после сцены  в кафетерии, где люди смотрят в телескоп на гору Рашмор. Помните, Ева Мэри Сент стреляет в Кэри Гранта? Но она лишь делает вид, что убивает его, чтобы спасти ему жизнь. В следующем эпизоде его отвозят в лес, где он с ней встречается.
Ее (сцену) невозможно вырезать, потому что это их первое настоящее свидание с того момента, как он узнал, что она любовница Джеймса Мейсона, и как раз в этой сцене он узнает, что она сотрудница ЦРУ. Контракт был подписан моими агентами, и когда я его прочел, нашел, что они без моего ведома включили пункт о полном моем праве на художественный контроль над фильмом, вне зависимости от чего бы то ни было. Это давало мне основания вежливо, но твердо заявить: "Сожалею, но этот эпизод необходимо оставить"».
три главных действующих лица: главный герой, его любимая и злодей

А теперь подробно о съёмках некоторых сцен.

СЦЕНА В ЗДАНИИ ООН

Хичкок:
«У нас в павильоне была выстроена точная копия холла здания Организации Объединенных Наций. Видите ли, там однажды производились съемки фильма "Стеклянная стена", после чего Даг Хаммаршельд (Генеральный секретарь ООН) запретил снимать в этом здании игровые ленты .
Грант, Сэйнт и Джеймс Мейсон
Но мы исхитрились – хотя охрана внимательно осмотрела нас на предмет снаряжения – снять один план-эпизод с Кэри Грантом, входящим в здание ООН, разумеется, скрытой камерой. Нас известили, что мы не имеем права даже фотографировать, поэтому мы спрятали камеру в кузов грузовика и кое-что сняли оттуда. Потом мы испросили разрешение сделать несколько цветных снимков внутри здания, и я сопровождал фотографа как обыкновенный посетитель, незаметно нашептывая ему инструкции: "Вот отсюда. А теперь отсюда и вниз". Эти фотографии мы использовали для постройки декораций в павильоне».
Сэйнт дурачится

СЦЕНА НА КУКУРУЗНОМ ПОЛЕ

Это раскадровка Ментора Хьюбнера – он работал над картиной (больше раскадровок ищите в бонусах).


Хичкок продумал целую систему съёмки и делится ею с нами:
«Здесь дело не во времени, а в пространстве. Длина планов должна была подчеркивать расстояние, которое ему (главному герою) приходилось покрывать, и еще – отсутствие всякого укрытия. Такого рода сцена не может быть снята полностью с точки зрения персонажа. Необходимо показать приближающийся самолет раньше, чем его заметил Кэри Грант, потому что в противном случае самолет слишком быстро исчез бы из поля зрения людей, сидящих в кинозале, и они не успели бы сообразить, что к чему.
съёмки сцены на кукурузном поле
и эта же сцена в павильоне
Подобная ситуация есть в "Птицах", когда Типпи Хедрен подвергалась нападению птиц на лодке. Если бы чайка быстро пропала из кадра, аудитория приняла бы ее за лист смятой бумаги, попавшей в лицо героини. Сцена снималась с точки зрения Хедрен: она видела сначала док, и потом – нечто, ударяющее ей в лицо. И все это молниеносно. Поэтому мы пошли на нарушение правила точки зрения. Субъективный взгляд сознательно менялся на объективную точку зрения, показавшую чайку прежде, чем она нанесла свой удар; таким образом зрители смогли ясно понять, что происходит. Этот ход мы использовали и в "К северу через северо-запад", чтобы публика подготовилась к восприятию угрозы пикирующего аэроплана».

СЦЕНА, КОТОРУЮ ТАК И НЕ СНЯЛИ

Хичкок:
«Руководствуясь чувством присущей мне раскованной фантазии, я придумывал и эпизод для фильма "К северу через северо-запад", который мы, к сожалению, так и не сняли. Движение у нас, как вы понимаете, шло из Нью-Йорка в сторону северо-запада, а одной из остановок на этом пути был Детройт, где делают фордовские автомобили. Вы когда-нибудь видели сборочную линию?
Хичкок и Сэйнт на премьере фильма
Это просто фантастика. Я мечтал снять длинный трэвеллинг с диалогом Кэри Гранта с одним из заводских рабочих, когда они идут вдоль конвейера. Они могут беседовать, скажем, о мастерах. Рядом с ними идет сборка автомобилей, деталь за деталью. Наконец, "форд", рожденный на глазах наших героев и наших зрителей, готов сойти с линии. Они смотрят на него и не могут сдержать восхищенного удивления, открывают дверцу – и оттуда вываливается труп!
Сэйнт снимает Мейсона
Откуда же взялось тело? Конечно, не из машины, ведь они и мы с Вами видели, как она собиралась буквально с первого болта! Труп падает ниоткуда, понимаете! И это может быть труп того самого мастера, о котором они рассуждали. Беда в том, что он не укладывался в сюжет. Сцена может быть сколь угодно невероятной сама по себе, но она должна вписываться в контекст!»

ВСЕ СТАТЬИ НАШЕГО БЛОГА О ФИЛЬМЕ "НА СЕВЕР ЧЕРЕЗ СЕВЕРО-ЗАПАД":


ДРУГИЕ ФИЛЬМЫ ХИЧКОКА, КОТОРЫЕ У НАС ЕСТЬ:


БЫСТРО ПЕРЕЙТИ:


Комментариев нет:

Отправить комментарий