ФРАНСУА ТРЮФФО "400 УДАРОВ"

Самое время посмотреть фильм Франсуа Трюффо "Четыреста ударов" / Les Quatre cents coups (1959):


  • Один из самых знаковых и известных фильмов Новой Волны.
  • Первый полнометражный фильм Трюффо (до этого были только короткометражки).
  • Этого вы не знали: фильм «400 ударов» - это часть уникального проекта Трюффо, так называемой саги Антуана Дуанеля. Сага состоит из нескольких фильмов и показывает взросление не только киногероя, но и реального человека, его играющего. Подробнее мы расскажем ниже.



Ниже вы найдёте много интересного об этом фильме. Приятного просмотра!



О чём фильм, расскажет сам Франсуа Трюффо:

Франсуа Трюффо 400 ударов

Франсуа Трюффо: "По факту, «400 ударов» получился достаточно пессимистичным фильмом. Я не могу сказать, какова тема фильма – да её, возможно, и нет – но одной из основных идей было показать подростковый возраст как сложное время преодоления и не пуститься в традиционную ностальгию «о старых добрых днях»…
Потому что для меня детство – это серия болезненных воспоминаний. Сейчас, когда мне плохо, я говорю сам себе: «Я – взрослый. Я могу делать только то, что мне нравится», - и это мгновенно поднимает мне настроение. Но тогда детство казалось этакой тяжелейшей фазой жизни, когда тебе не позволялось совершать ошибок. Совершить ошибку было криминально: ты разбиваешь тарелку по ошибке и это – реальное преступление".
Последнее интервью Трюффо


СМЫСЛ НАЗВАНИЯ

Везде, на всех сайтах о фильме говорится одно и то же: перевод названия не даст вам ничего, он неверный. И объясняется, что «Les Quatre cents coups» - это крылатое выражение, идентичное русской поговорке «пройти сквозь огонь, воду и медные трубы».
Да вообще нет, это неправда.

Франсуа Трюффо 400 ударов
Лист с реальными помарками Трюффо:
он выбирает название для своего фильма.

Это действительно устойчивое выражение, но означает оно «разгульный образ жизни, распутство». То есть на самом деле, «Les Quatre cents coups» - это «Загул» или «Кутёж» или примерно «Как Антуан безобразничал». Словарь вам в помощь.

Les Quatre cents coups перевод, значение

Les Quatre cents coups перевод, значение

СМЫСЛ ФИНАЛА

В целом - это просто красивый кадр, не более, без великих потаённых тайных смыслов.

Франсуа Трюффо 400 ударов съёмки
Съёмки финальной сцены "400 ударов"

Франсуа Трюффо: "Истолкование моих фильмов интересует меня позднее, когда я смотрю на них как бы со стороны. Например, завершив озвучание, я смотрю фильм целиком несколько отстраненным взглядом, и он мне кажется странным; порой я спрашиваю себя, что подумал бы о нем психоаналитик, но в глубине души я предпочитаю не знать этого.
Самый чудовищный пример — финал картины "400 ударов"; если бы я знал, что ребенок, выбегающий на берег моря, будет истолковываться в связи с образом матери
(Французское "la mer" - "море" и "la mère" - "мать" произносятся одинаково. — Прим. перев.), уверяю Вас, я бы снял его иначе, я нашел бы другой путь. Автор, пишущий эссе, никогда не бывает слишком интеллектуален, а автор рассказов ограничен определенными рамками". Кайе дю Синема

Франсуа Трюффо 400 ударов финал

Франсуа Трюффо 400 ударов финал

Франсуа Трюффо 400 ударов финал
Знаменитые кадры финала: Антуан идёт по берегу моря и смотрит на нас

ФИЛЬМ АВТОБИОГРАФИЧЕН?

Если вы сталкивались с этим фильмом раньше – значит точно слышали, что его сценарий автобиографичен. Ну так давайте спросим у самого Трюффо: Вы писали о себе?

Трюффо: «Да, но только частично. Я могу сказать одно: в нём нет ничего придуманного. То, что не случилось со мной лично, происходило с людьми, которых я знаю, мальчиками моего возраста или людьми, про которых я читал в газетах. В «400 ударах» нет выдумки, но и полноценной автобиографией его назвать нельзя».

Франсуа Трюффо 400 ударов
Трюффо и Жан-Пьер Лео /Jean-Pierre Léaud (исполнитель главной роли) 
сидят в машине для съёмок (она только что была на фотографии со съёмок) 

В ЧЁМ АВТОБИОГРАФИЯ?

А где в фильме, например, была полная автобиография Трюффо? Где там чистейшие Трюффовские воспоминания?

Франсуа Трюффо: «Поскольку я сам был знатным прогульщиком, все проблемы Антуана с поддельными записками, изображением подписей, табелем неуспеваемости – я знал наизусть, конечно. Фильмы, на которые мы, прогульщики, ходили, начинались около 10 утра".

Франсуа Трюффо 400 ударов
Кадр из фильма: Антуан и друг чешут продавать счёты.

Франсуа Трюффо: "Было несколько кинотеатров в Париже, которые открывались в такой ранний час. И их клиентура состояла почти исключительно из школьников! Но ты не мог идти с портфелем, потому что это выглядело бы подозрительно. Поэтому мы прятали их за дверью кинотеатра. Два из этих кинотеатров стояли напротив друг друга: «Cinéac-Italiens» и «New York». Каждое утро в 9:45 там уже стояло 50-60 детей, ожидающих открытия. И первый из них, открывавший двери, получал всю прибыль, потому что мы бежали в него прятаться». Последнее интервью Трюффо


Франсуа Трюффо: "Когда я снимал «Сорванцы» ("Les Mistons ", короткометражный фильм Трюффо 1957 года), «400 ударов» уже существовали в моей голове в виде замысла для короткометражного фильма под названием «Антуан сбегает»".

Франсуа Трюффо
Это, конечно, Франуса Трюффо

Франсуа Трюффо: "Но я был разочарован «Сорванцами» или, по крайней мере, их краткостью... Я решил оставить «Сорванцов» короткометражкой и попробовать снять полнометражный фильм, расширив историю «Антуан сбегает». Из пяти или шести уже написанных к тому времени историй, эта – была моей любимой".

Франсуа Трюффо
Просто интересный кадр: Трюффо и Спилберг (1977)

Франсуа Трюффо: "«Антуан сбегает» - это 20-минутная зарисовка о мальчике, который прогуливает пары, и, не имея записки от родителей, чтобы оправдаться, решает сказать, что его мать умерла. Обман мальчика раскрывается, он не смеет идти домой и ночует на улице".

Франсуа Трюффо 400 ударов съёмки
Трюффо,Клер Морье /Claire Maurier (исполнительница роли матери) и Жан-Пьер Лео
на Каннском кинофестивале, 1959 год

Франсуа Трюффо: "Я решил развить эту историю с помощью Марселя Мусси, в то время сценариста на телевидении, чьи шоу для программы «Если бы это были вы» были реалистичными и очень успешными. И они всегда были о семейных и социальных проблемах. Мы с Мусси добавляли к истории Антуана всё больше подробностей, пока она не стала хроникой жизни 13летнего мальчика, переживающего самый неловкий ранний подростковый возраст…"

Франсуа Трюффо 400 ударов съёмки
Трюффо с сигаретой, Лео (главная роль), Жан Кокто (слева) и и американский 
актёр Эдвард Г. Робинсон, 1959 год. По бокам Альбер Реми и Клер Морье (роли отца и матери)

Франсуа Трюффо: "Что до моего метода написания, я начал писать подробный сценарий сразу, как только приступил к работе над «400 ударов». Школа: различные гэги в школе. Дом: различные гэги дома. Улица: несколько гэгов на улице… Такие приёмы можно использовать не только при работе над комедией, но и при работе над драмой".

Франсуа Трюффо 400 ударов съёмки
Альбер Реми /Albert Rémy (роль отца), Жан-Пьер Лео (главная роль), 
Жан Кокто, Франсуа Трюффо и Клер Морье (роль матери) 
на премьере фильма в Каннах (1959)

Главного героя фильма искали через объявление в газете «France Soir».
Франсуа Трюффо: «Мне не нравилась идея искать ребёнка на улицах и спрашивать его родителей: «Вы позволите ему поснимать со мной кино?»

Кастинг проходил на студии у Елисейских полей и снимался на 16-миллиметровую плёнку. На роль пробовались множество мальчиков. ТА-ДА-ДАМ! Представляем вашему вниманию уникальные кадры кастинга Жана-Пьера Лео.


Франсуа Трюффо: «Он был гораздо интереснее остальных, более мощный, более неистовый. Он очень, очень хотел эту роль, и, я думаю, это и тронуло меня. Во время съёмок я чувствовал, что история стала улучшилась, что фильм получается лучше сценария – благодаря ему».

Франсуа Трюффо 400 ударов
Пожалуй, самая известная сцена фильма...

Франсуа Трюффо 400 ударов афиша
...которая цитируется на множестве плакатов  "400 ударов"
(в том числе и на нашем из заглавия)

Все понимают, что Трюффо снимал «400 ударов» не в павильоне, а в реальных местах. Для уличных сцен он использовал знакомый с детства Париж: во-первых, там Трюффо проще было сориентироваться, во-вторых, конечно, во время написания сценария он, помимо своей воли, возвращался к знакомым местам.

Франсуа Трюффо 400 ударов съемки
Жан-Пьер Лео возле афиши фильма "400 ударов"

Для сцен дома (в крошечной квартире семьи Антуана) была специально найдена реальная квартира на Rue Caulaincourt, в действительности такая же маленькая, какой она выглядит на экране. Франсуа Трюффо боялся, что оператор картины, Анри Декэ /Henri Decaë, откажется от неё – снимать в таком узком пространстве было нереально. Декэ квартиру одобрил, но трудностей было немеренно:

Франсуа Трюффо: «Например, когда мы хотели показать отца, мать и мальчика за одним обеденным столом, Декэ должне был сидеть на подоконнике на шестом этаже, а вся съёмочная группа ждала снаружи на лестнице».

Франсуа Трюффо 400 ударов афиша
Лео стоит именно возле этой афиши

Весь фильм снимался без звука (он был добавлен при дубляже). Только одна сцена была записана с чистым звуком (не переозвучивалась): сцена разговора Антуана с психологом. Как отмечает сам Трюффо, эта сцена была сделана под сильным влиянием телевидения. У Жан-Пьера (исполнителя роли Антуана) не было сценария, Трюффо обсудил с ним только общее направление разговора и примерное настроение ответов. То есть, чистейшая импровизация.
Франсуа Трюффо: «…Он использовал свои собственные слова, свой собственный язык – и, конечно, так сцена получилась гораздо интереснее». Последнее интервью Трюффо


№ 1

Жан-Пьер Лео, сыгравший главную роль, не ушёл в безвестность после "400 ударов". Мало того, он снимался у Трюффо постоянно. И "Четыреста ударов" - это не просто первый фильм и первое сотрудничество актёра и режиссёра, это часть целой киносаги.

Трюффо и повзрослевший Лео. Главная фотография
Франсуа Трюффо на Кинопоиске - часть этой, парной и знаковой.

Сага Антуана Дуанеля – это уникальный проект Франсуа Трюффо, целая киноэпопея длиной в 20 лет не просто об одном и том же киногерое Антуане, но и со взрослеющим вместе с ним реальным человеком, играющим его актёром Жаном-Пьером Лео.

Повзрослевший Лео на фоне портрета своего героя из "400 ударов"

Лео ещё старше на фоне двух своих портретов

Проект начался в 1959 году с «400 ударов» и состоял из 5 фильмов:
«400 ударов» /Les quatre cents coups (1959)
«Любовь в двадцать лет»/ L'amour à vingt ans (1962)
«Украденные поцелуи»/ Baisers volés (1968)
«Семейный очаг»/ Domicile conjugal (1970)
«Ускользающая любовь» / L'amour en fuite (1979)

№ 2

Мало кто знает, что фильм снимали по системе «Синемаскоп». Если объяснять просто, синемаскоп – это технология, позволяющая делать изображение очень широким (элементарно – в кадр по бокам входит больше).

Синемаскоп
Логотип Синемаскопа

Франсуа Трюффо: «У меня было наивное ощущение, что так фильм будет выглядеть более «профессиональным», более стилизованным и менее натуралистичным… Я снял «Стреляйте в пианиста» (Tirez sur le pianiste , 1960 год) и «Жюль и Джим» (Jules et Jim , 1962 год) тоже по системе «Синемаскоп» и, возможно, такая стилизация лучше работает в таких «стилизованных» фильмах». Последнее интервью Трюффо

№ 3

В эпизоде с собакой (от дамы сбежала собачка, она просит Антуана её поймать, но ловить вызывается дядька) сыграли две звезды Новой волны: Жан-Клод Бриали из "Красавчика Сержа" (Клод Шаброль, 1958)...

Франсуа Трюффо 400 ударов Жан-Клод Бриали
Жан-Клод Бриали /Jean-Claude Brialy в фильме "400 ударов"

...И Жанна Моро (главная роль в другом фильме Трюффо "Жюль и Джим", 1962)

Франсуа Трюффо 400 ударов Жанна Моро
Жанна Моро /Jeanne Moreau в фильме "400 ударов"

№ 4

Камео Трюффо в фильме - мужчина на аттракционах:

Франсуа Трюффо 400 ударов камео Трюффо
Кадр из фильма "400 ударов": Трюффо слева

Франсуа Трюффо 400 ударов камео Трюффо
Кадр из фильма "400 ударов": Трюффо на переднем плане с сигаретой. 
Клетчатая спина - это Лео, который идёт к своему другу

№ 5

В "Симпсонах" цитируется культовый финал "400 ударов": Нельсон Манц снимает документальное кино для кинофестиваля и завершает его по-трюффовски (Серия 18, Сезон 19 "Случайный фестиваль"/ Any Given Sundance)

Симпсоны Франсуа Трюффо 400 ударов
Симпсоны: Life Blows Chunks /"Отстой, а не жизнь"

Франсуа Трюффо 400 ударов финал
Трюффо: The 400 Blows /американская версия названия "400 ударов"



Франсуа Трюффо 400 ударов Смотреть фильм онлайн. Франсуа Трюффо 400 ударов Всё о фильме. Франсуа Трюффо 400 ударов Актёры. Интервью с режиссёром Трюффо. Франсуа Трюффо 400 ударов О чём фильм. Франсуа Трюффо 400 ударов Фотографии со съёмок (за кадром). Франсуа Трюффо 400 ударов смысл фильма. Франсуа Трюффо 400 ударов объяснение фильма.Франсуа Трюффо 400 ударов дополнительные материалы. Франсуа Трюффо фильмы. Франсуа Трюффо цитаты. Франсуа Трюффо лучшие фильмы. Классика кино. Киноклассика. Шедевры мирового кино. Лучшие фильмы планеты для больших умниц

4 комментария: