НЕМЕЦКИЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ

ЧТО ТАКОЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМ?


Это направление в искусстве.
Время развития – начало 20 века.
Место – Германия и Австрия.
Изначально экспрессионизм возник в качестве противопоставления импрессионизму.

Для импрессионизма главное: мимолётные впечатления от постоянно меняющегося окружающего мира (impression - впечатление).

Для экспрессионизма:  стремление экспрессивно (expressio - выразительность) отобразить тревожное, болезненное мироощущение. Отсюда в живописи экспрессионистов – яркие, кричащие цвета, деформация форм и прочее.

Коротко основные черты:
* трактовка человека как существа, подавляемого необоримостью Судьбы, Рока
* усиленное внимание к внутреннему миру человека, поиск путей для передачи его мыслей и чувств еще в момент их зарождения
* противопоставление собственного внутреннего мира жестокой объективной действительности
* деформация окружающей среды для нахождения скрытой «сути вещей».

ПРЕДЫСТОРИЯ: 

В начале двадцатого века лихорадило весь мир. Все страны прошли через мощнейшие экономические потрясения, менялась политическая ситуация, бушевали войны (в первую очередь, конечно, Первая Мировая).

В Германии было сложное время: империя проиграла войну. Рухнул авторитет кайзера, вермахта, юнкерства, кончилась эпоха безраздельного немецкого могущества. Именно в специфической атмосфере послевоенной эпохи экспрессионизм стал общественно значимым явлением, потому что призывал к созданию субъективной действительности и отказу от страшной реальности.

НЕМЕЦКИЙ КИНОЭКСПРЕССОНИЗМ: 

Это не движение и не школа, у этого кинематографического направления не было манифестов и собственных изданий. Правильнее говорить об экспрессионистском стиле, а не о школе. Для немецкого киноэкспрессионизма характерно отсутствие развития и расцвета. Рудольф Курц в книге "Экспрессионизм и кино» писал, что «история экспрессионистского кино в Германии — это история целого ряда повторений. Начала никогда не удалось превзойти".

О художественных достоинствах германского киноискусства 20-х годов весь мир заговорил только в связи с творчеством режиссеров-экспрессионистов. 

КТО?

Немецкий экспрессионизм с наибольшей силой проявился в фильмах:
"Кабинет доктора Калигари"
"Носферату, симфония ужаса"
"Доктор Мабузе — игрок"
 "Кабинет восковых фигур".

Кстати, "Метрополис" (на картинке) в экспрессионизму относят не все критики. Но мы будем относить.

ОСОБЕННОСТИ: 

1. съемки в павильоне. Экспрессионисты снимали исключительно в декорациях, так как только там они имели идеальные условия для создания «своей» действительности.

2. изображение мистических и фантастических сюжетов. Мрачные мистические сюжеты, пронизанные ощущением фатальной обречённости человека, враждебности мира, противостоящего всему живому.

3. специфическое драматическое освещение (антагонизм света и тьмы). То, чем для советского кино тех лет был монтаж, для кинематографа Германии стал свет.

4. актёрская игра. Режиссеры-экспрессионисты впервые целиком подчинили актерскую игру общей образной концепции фильма. Экспрессионизм научил кинематографистов мыслить целостно, создавать кинокадр из разных элементов, соединяя актерскую игру с декорациями.

5. использование необычного угла съемки и подвижной камеры, что подчеркивает важность субъективной точки зрения.

ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ: 

Расцвет киноэкспрессионизма пришелся на время хаоса и разрухи Германии — 1919—1924 годы. С 1924 года постепенно стабилизировалась марка, преодолевалась инфляция, жизнь входила в нормальную колею и экспрессионизм уступил место другим направлениям.

ЗНАЧЕНИЕ:

В кино все, что сделано путем искусственных манипуляций – угол съемки, убыстренное или замедленное движение, медленные наплывы, быстрая смена кадров, слишком крупный план, произвольное использование цвета, специальные световые эффекты, – относится к экспрессионистическим приемам.

2 комментария:

  1. Подскажите автора статьи , пожалуйста

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все статьи пишут наши чуваки из MCY специально для сайта "Классика кино".
      В статье что-то неверно написано?

      Удалить