КИНОКИ И КИНОГЛАЗ

КИНОКИ

В 1919 году Дзига Вертов и его жена Елизавета Свилова, а также несколько других молодых режиссеров создали группу под названием "Киноки" (от "кино-око"). 
В 1922 году к ним присоединился Михаил Кауфман, только что вернувшийся с гражданской войны. 
По сути ядром киноков и были люди, сделавшие "Человека с киноаппаратом": Вертов (режиссёр) -Свилова (монтажёр) - Михаил Кауфман (оператор). 

С 1922 по 1923 киноки публикуют ряд программных манифестов своей группы (ну, в основном это делает Дзига Вертов).
Эксперименты киноков принесли много нового в хроникально-документальный кинематограф и в теорию монтажа.


КИНОГЛАЗ

Если вы сталкивались с понятием "киноглаз", то он у вас, скорее всего, ассоциируется с  плакатом Родченко (посмотрите на верх сообщения) . Впоследствии Михаил Кауфман рассказывал о том, как был сделан этот плакат: 
"В 1926 году для съемок ночной Москвы (в фильме "Москва") я изобрел специальный объектив. В те времена на кинокамере был всего один объектив и использовался он примитивно: приближал изображение, расширял или уменьшал его. Мне казалось, что объектив киноаппарата - это огромная творческая палитра художника. Я приобрел фотообъектив и снял человеческий глаз (кинока Кудинова), уходящий в диафрагму - этот кадр стал маркой "киноглаза".


ЧТО ТАКОЕ "КИНОГЛАЗ"?

Начнём ответ на этот вопрос так: манифестов Дзига Вертов написал много и везде излагал позицию киноков. Очередной манифест вышел в журнале "Леф" (журнал, издаваемый Владимиром Маяковским) и назывался "Киноки. Переворот". Именно этот манифест чаще всего цитируют, когда заходит речь о творческом методе Вертова и именно здесь в полной мере раскрывается смысл понятия "киноглаз".
Цитируем. 
"Я - киноглаз. Я создаю человека более совершенного, чем созданный Адам, я создаю тысячи разных людей по разным предварительным чертежам и схемам.
Я - киноглаз .Я у одного беру руки самые сильные и самые ловкие, у другого беру ноги самые стройные и самые быстрые, у третьего - голову самую красивую и самую выразительную и монтажом создаю нового совершенного человека"."Я - киноглаз. Я глаз механический. Я машина, показывающая вам мир таким, каким только я его смогу увидеть. Я освобождаю себя с сегодня навсегда от неподвижности человеческой. Я в непрерывном движении. Я приближаюсь иудаляюсь от предметов, я подлезаю под них, я влезаю на них, я двигаюсь рядом с мордой бегущей лошади, я врезаюсь на полном ходу в толпу, я бегу перед бегущими солдатами, я опрокидываюсь на спину, я поднимаюсь вместе саэропланами, я падаю и взлетаю вместе с падающими и взлетающими телами".
Теперь, после цитаты, объясняем смысл: киноглаз=объектив камеры. Весь манифест является, по сути, обожествлением нового кинооидола - киноаппарата. Съёмочный аппарат видит жизнь лучше, чем глаз человека. У него особое, отличное от человеческого, "киноощущение мира". И опять - чтобы подтвердить наши слова и дополнить предыдущую - цитата из Дзиги Вертова:
"Исходным пунктом является: использование киноаппарата, как киноглаза, более совершенного, чем глаз человеческий, для исследования хаоса зрительных явлений, наполняющих пространство. Кинокамера позволяет "утверждатькиновидение и киномышление, смотреть на мир через "Киноглаз". "Киноглаз" понимается как "то, чего не видит глаз"…
Оператор тоже важен:
 "…В помощь машине-глазу — кинок-пилот, не только управляющий движениями аппарата, но и доверяющий ему при экспериментах в пространстве… ".
Елизавета Свилова и Дзига Вертов на фоне
 знаменитого плаката "Киноглаз"

ТЕКСТ САМОГО ПЕРВОГО МАНИФЕСТА КИНОКОВ

Дзига Вертов - это псевдоним. Новым именем был подписан текст из так называемого "Воззвания начала 1922 года":
"...Вы - кинематографисты:
режиссеры без дела и художники без дела,
растерянные кино-операторы и рассеянные по миру авторы сценариев,
вы - терпеливая публика кино-театров с выносливостью мулов под грузом преподносимых переживаний,
вы - нетерпеливые владельцы еще не прогоревших кинематографов, жадно подхватывающие объедки немецкого, реже американского стола -
вы ждете,
обессиленные воспоминаниями, вы мечтательно вздыхаете на луну новой шестиактной постановки...
(нервных просят закрывать глаза),
вы ждете того, чего не будет и чего ждать не следует.
Приятельски предупреждаю:
не прячьте страусами головы,
подымите глаза,
осмотритесь -
вот!
видно мне
и каждым детским глазенкам видно:
вываливаются внутренности.
кишки переживаний
из живота кинематографии
вспоротого
рифом революции,
вот они волочатся,
оставляя кровавый след на земле,
вздрагивающей от ужаса и отвращения.
Все кончено.
Дзига Вертов."
киноки: слева - Елизавета Свилова, справа - Михаил Кауфман

ЗАДАЧИ КИНО ПО ДЗИГЕ ВЕРТОВУ:

1. главное - киноаппарат и монтаж
"В путаницу жизни решительно входят: 1) кино-глаз, оспаривающий зрительное представление о мире у человеческого глаза и предлагающий свое "вижу"! и 2) кинок-монтажор, организующий впервые так увиденные минуты жизнестроения."
"Под монтажом в художественной кинематографии принято понимать склейку отдельно заснятых сцен по сценарию, более или менее разработанному режиссером. Киноки придают монтажу совершенно иное значение и понимают монтаж как организацию видимого мира" 
(цитируем, конечно, Дзигу Вертова)

2. долой игровой кинематограф
Самое главное в кино - киноаппарат и монтаж. Всё, что не они - должно быть изгнано из кино. Что не они? Литература (то есть сценарий) и театр (игра актёров). Дзига Вертов выступал против них по следующей причине: литература и театр, становясь между жизнью и киноаппаратом, искажают ее. Вместо правдивого отражения жизни, художественная  кинематография рассказывает лживые выдумки о ней.
Художественный (игровой) кинематограф по Вертову - религия и сказки.

3. хроника!
Дзига Вертов предлагает заменить искуственное в кино - хроникой. Но хроникой особенной - "настоящей киноческой".
Настоящая киноческая хроника - это:
* "не кино-хроника "Патэ" или "Гомон" (газетная хроника) и даже не "Кино-Правда" (политическая хроника)"
* "стремительный обзор расшифровываемых аппаратом ЗРИТЕЛЬНЫХ событий"
* "куски ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ энергии (отличаю от театральной), сведенные на интервалах в аккумуляторное целое великим мастерством монтажа"

Но возникает вопрос: как кинохроника (неигровое, документальное кино), может заменить кино художественное? Дзига отвечает: хроникальная
 "...структура кино-вещи позволяет развить любую тему: будь то комическая,
трагическая, трюковая или другая.Все дело в том или ином сопоставлении зрительных моментов, все дело в интервалах.Необыкновенная гибкость монтажного построения позволяет ввести в кино-этюд любые политические, экономические и прочие мотивы. А потомуС СЕГОДНЯ в кино не нужны ни психологические, ни детективные драмы,С СЕГОДНЯ не нужны театральные постановки снятые на киноленту,С СЕГОДНЯ не инсценируется ни Достоевский, ни Нат Пинкертон.Все включается в новое понимание кино-хроники".

КАК ПРАВИЛЬНО СНИМАТЬ ПО КИНОКАМ:

* высокочувствительная киноплёнка
* лёгкие, ручные кинокамеры
* такие же лёгкие осветительные приборы
* команда сверх-быстрых кинооператоров
* быстрые средства передвижения

в фильмах не должно быть:
* актёров
* реквизита
* павильонных съёмок
* декораций


ПРОГРАММНЫЙ МАНИФЕСТ КИНОКОВ "МЫ":
"Мы приглашаем:ВОН
из сладких объятий романса,из отравы психологического романа,из лап театра-любовника,задом к музыке,ВОН
в чистое поле, в пространство с четырьмя изменениями (3 + время), в поискисвоего материала, своего метра и ритма."Психологическое" мешает человеку быть точным, как секундомер, ипрепятствует его стремлению породниться с машиной. У нас нет оснований вискусстве движения уделять главное внимание сегодняшнему человеку.Стыдно перед машинами за неумение людей держать себя, но что же делать, когдабезошибочные манеры электричества волнуют нас больше, чем беспорядочная спешкаактивных и разлагающая вялость пассивных людей.Нам радость пляшущих пил на лесопилке понятнее и ближе радости человечьихтанцулек.МЫ исключаем временно человека как объект киносъемки за его неумениеруководить своими движениями.
Наш путь от ковыряющегося гражданина через поэзию машины к совершенномуэлектрическому человеку.Вскрывая души машин, влюбляя рабочего в станок, влюбляя крестьянина в трактор,машиниста в паровоз,
мы вносим творческую радость в каждый механический труд,мы родним людей с машинами,мы воспитываем новых людей"

МИХАИЛ КАУФМАН О КИНОКАХ:

М. Кауфман: Дзига Вертов
"...первый обнаружил, что в хаосе материала появляется кадр, говорящий не сам за себя, а в сочетаниях с другими. Эти сочетания пробуждают ассоциации, рождают мысль. Они воздействуют сильнее, чем обычные событийные кадры хроники. Свободное обращение с пространством и временем, аналитический отбор для будущего синтеза, столкновение кадров, понятий - вот что привлекало нас тогда.
В 1922 году "киноки" заявили о себе официально, выпустив манифест "Мы". Это был вызов тогдашнему художественному кинематографу, гимн киноаппарату, способному исследовать действительность, жизнь. Экспериментируя в монтаже, изыскивая все новые возможности киноаппарат, "киноки" наделяли его чудодейственной силой. Так родился наш
"киноглаз" - направление в киноискусстве, рассматривающее киноаппарат как средство изучения жизненных явлений."Киночество" - великолепная и тяжелая школа. Она заставляла кинематографистов внимательно вглядываться в мир, анализировать его. Операторская работа у нас требовала особой техники, находчивости, быстроты, выдумки. Я буквально засыпал с камерой, думая о завтрашнем дне, когда я опять буду снимать. Целый день я бегал по городу в поисках наиболее выразительного, интересного объекта для съемок. "Киноглаз" - это была сама жизнь".

БОНУСЫ:

+ хрен в лоб вы найдёте в интернете произведения Дзиги Вертова. Тем более исходники, касающиеся киноков. А мы нашли, кому надо, пыщь-пыщь:
Дзига Вертов "Киноки. Переворот" http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/2867.html

+ Михаил Кауфман и Е. Свилова говорят о киноках http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/2942.html

+ манифесты киноков часто сравнивают с "Догмой" Ларса Фон Триера. Ну, например.
Дзига Вертов: "Художественный фильм - опиум для народа ... Долой буржуазные сказки сценариев! Да здравствует жизнь как она есть!"
Ларс Фон Триер: "Антибуржуазное кино само стало буржуазным, так как основа, из которой появились его теории - буржуазное восприятие искусства. Авторская концепция буржуазного романтизма с самого начала был ложью! Для "Догмы 95" кино - не человек! Сегодня бушует технологическая буря, результатом которой станет конечная демократизация кино."

ВСЕ СТАТЬИ НАШЕГО БЛОГА О ФИЛЬМЕ ДЗИГИ ВЕРТОВА"ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ":


БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:



2 комментария: