ДЗИГА ВЕРТОВ "ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ". ОТВЕТЫ НА ВАШИ ВОПРОСЫ





"Человек с киноаппаратом" - фильм - эксперимент, и эксперимент по большей части с манерой съёмки. Зачем были использованы определённые приёмы съёмки, объясняет сам оператор фильма Михаил Кауфман (все цитаты - его): 











* съёмка с движения
позволяет "... как бы "вести", наблюдать людей в кадре, не выпуская их из поля зрения объектива".
* стоп-кадр (остановка кадра, в советском кино обычно использовалась, чтобы превратить жизнь героев с киноэкрана в фотографию)
"Обычный прием "стоп-кадра" я использовал для выявления кульминационной точки в эпизоде, для раскрытия его сущности".
* ускорение - замедление
" В тех же целях я нередко прибегал к ускоренной и замедленной съемке".

ДЗИГА ВЕРТОВ И МИХАИЛ КАУФМАН О СВОЁМ ФИЛЬМЕ:

Дзига Вертов (режиссёр) (конец 1928г.): 
"Работа над фильмом "Человек с киноаппаратом" потребовала большего напряжения, чем предыдущие работы "кино-глаза", в связи с большим количеством точек, находившихся под наблюдением, и сложными организационными и техническими съемочными операциями. Исключительное напряжение вызывали монтажные эксперименты, которые проводились непрерывно".

Михаил Кауфман:
"Я считаю "Человека с киноаппаратом" нашей творческой неудачей. Фильм был задуман давно. Собственно говоря, истоки его можно было найти еще в "Киноглазе" - фильме без слов (надписей), построенном на ассоциациях. Мы давно хотели сделать фильм о кинооператоре. Еще работая над картиной "Одиннадцатый", я снимал материал и для будущего фильма. "Человек с киноаппаратом" должен был стать нашим программным фильмом. Человек с кинокамерой находится как бы в хаосе событий окружающего его мира, но у него в руках аппарат. Возможность показать мир иначе, чем обычно видят его люди, делает оператора активным, превращает его в исследователя реальности.Но уже в процессе работы над фильмом я почувствовал, что замысел наш не реализуется. После отбора фактов в фильме опять оставался хаос. Не выстраивался, с моей точки зрения, ни один эпизод, в котором была бы ясно выражена идея.С этого и начались наши расхождения с Вертовым. Я считал ошибочным такое обращение с киноматериалом, без четко выраженной программы. Как эксперимент это была интересная работа. Но не более. В монтаже "Человека с киноаппаратом" есть эпизоды, где чувствуется ритм и движение, но отсутствует четкий смысл.Я хотел прекратить работу над фильмом: его можно было кончать в любое время и в любом месте - архитектоника его оказалась чрезмерно расплывчатой. Не было обидно: ведь столько было найдено за это время!Фильм был закончен. Его много критиковали. Вертов же заявлял о праве на эксперимент. За рубежом фильм и его создатель были приняты очень хорошо. Когда Вертов уехал за границу, я решил сделать свой фильм. Я хотел доказать (и себе прежде всего), что можно создать фильм без слов на уже открытых нами приемах, и этими же средствами выразить определенную идею".

ВСЕ СТАТЬИ НАШЕГО БЛОГА О ФИЛЬМЕ "ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ":


БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:


Комментариев нет:

Отправить комментарий