РОММ "ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ". О СЪЁМКАХ


А вот здесь к нам подключается сам Михаил Ромм, он хочет сам всё рассказать. Давайте слушать.
«В перерыве между двумя художественными  фильмами я решил сделать фильм документальный. Я думал, что это легко… Но я ошибся. Оказалось, что задача, которая стала передо мной, невероятно трудна".
«…М. Туровская и Ю. Ханютин (сценаристы – это примечание от нас) предложили нашему объединению на «Мосфильме» сделать документальную ленту о немецком фашизме — показать не его историю, а создать своего рода фильм-размышление, фильм-разговор со зрителем при помощи кинодокументов, старых картин… Я вспомнил десятки виденных мною фильмов, вспомнил немецкую хронику времен войны — мы стали работать.


Замысел сценария, предложенный Майей Туровской и Юрием Ханютнным, талантливыми, изобретательными и отлично пишущими людьми, был интересен и своеобразен… Когда пришел к концу Художественный совет и сценарий был одобрен, нам пожимали руки
С жадным интересом мы начали просматривать и собирать материал старой немецкой хроники, старых немецких документальных и художественных картин»

Ромм вас предупреждал, что работа над фильмом шла нелегко. Что случилось?

«Случилось же со мною вот что: я не находил в огромном хранилище Госфильмофонда кадров хроники, которые были необходимы, чтобы превратить наш сценарий в похожую на него картину»

И в результате вы видите фильм совсем даже не по первоначальному удачному сценарию. Каким он был? Что из первоначального сценария не удалось воплотить:
1. 
«Ну прежде всего это внедрение в сценарий старых немецких художественных фильмов. Сценарий опирался на них широко и разнообразно. Они должны были завязывать повествование, создавать сюжетные ходы, дополнять и даже заменять документальный материал. Соотношение искусства и жизни было одной из столбовых тем сценария.. Но ежедневное сопоставление хроники с игровыми картинами начало постепенно проделывать разрушительную работу. В конце концов меня стало просто корчить от этих картин. Мимика, грим, декорации — все разоблачало фальшивое и старомодное искусство. Драматическое казалось смешным. Я не мог относиться к этому серьезно».

2. В сценарии была  ключевая фигура – главный герой

«Нашим героем был маленький человек, немецкий обыватель. Сначала он колебался, не знал, к какому берегу его прибьет, — его прибивало в конце концов к фашистскому лагерю, а мы продолжали следить за тем, как он превращается в навоз для третьего рейха. Мне это нравилось. Мы так и называли его: «наш герой» — «наш герой стоит на обочине», «наш герой видит это шествие»...Но нашего героя не оказалось. Его никто не снимал!»

3.
 «Предыстория прихода Гитлера к власти занимала у нас семь глав из двадцати. Но она оказалась предельно скудной по материалу. Из разрозненных, разношерстных кусочков невозможно было собрать сильное и единое зрелище».
во время Первой Мировой. Гитлер - справа

4. 
«Следующая треть сценария, ее центральная часть, была посвящена будням третьего рейха, — именно будням, быту, людям, жизни. Сложное содержание должно было возникать в результате прямого столкновения парадного, лакированного фасада империи с подлинной действительностью. Но ее не было. Совсем не было!»
Это не в коем случае не Ромм, это Гитлер без усов
Тем не менее, работа над фильмом продолжилась. Было много командировок (в страны, когда-то захваченные Гитлером), просмотров фотографий и хроник (было просмотрено более 2 млн метров плёнки), сложный монтаж и сложное озвучание.


ВСЕ СТАТЬИ НАШЕГО БЛОГА О ФИЛЬМЕ "ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ":


БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:


Комментариев нет:

Отправить комментарий