РОММ "ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ". ОТВЕТЫ НА ВАШИ ВОПРОСЫ


хохочущие Гитлер и Геббельс
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ФИЛЬМА

РЕДКИЕ ФОТОГРАФИИ

Фотографии Гитлера были взяты на Мосфильме. Туда они попали странным образом.
В 1945 году русские солдаты праздновали в Берлине победу. В здании канцелярии третьего рейха жгли фотографии Гитлера из огромного архива. Их добросовестный начальник, понимавший, что фотографии  важны для истории, часть фотографий изъял и отправил в Москву.

В Москве везде отказывались от фотографий ненавистного Гитлера, и приняли их только на Мосфильме. Так мешок с редчайшими фотодокументами и пролежал, пока им не воспользовался Ромм.
И ещё: все фотографии были сделаны одним человек, личным фотографом Гитлера Гоффманом. Михаил Ромм хочет сказать: 
«Гоффман был заурядным фотографом и дельцом. Между прочими занятиями он промышлял изготовлением порнографических открыток. В качестве помощницы, а говорят, и модели фигурировала некая девица, — ее звали Ева Браун. Однажды Гоффман обратил внимание на начинающего фюрера, познакомился с ним, пригласил его в свое ателье, и вскоре они заключили обоюдно выгодную сделку: Гоффман уступил Гитлеру Еву Браун, а взамен получил монопольное право фотографировать Гитлера.»

Фотографии лагерей и их узников брали в архивах стран, захваченных Германией. Самые жестокие фотографии – расстрелы, пытки, трупы – непостижимым образом оказывались среди любительских снимков  немецких солдат.
«И самое важное из всего архива: личные дела эсэсовцев с приложением взятых у них любительских фотоснимков. Хранились они на груди, под мундиром. Здесь сами герои, их матери, жены, дети, и тут же — повешенные, расстрелянные, запоротые, изнасилованные, изуродованные. Много фотографий женщин, насильно раздетых догола. Выражение их лиц ужасно. Один любитель носил на груди несколько фотографий отрубленных голов и рук. Другой, в виде шутки, обнял за талию повешенную женщину, дважды снялся с ней. Третий нахлобучил на голову повешенному мужчине цилиндр. Четвертый всунул в рот мертвецу сигарету.»

 ХРОНИКА

Хронику авторам фильма поставляли из Белых Столбов (так советские киношники называли Госфильмофонд (собственно, потому что он там находился, в посёлке Белые Столбы)). А в Белые Столбы она попала в качестве трофейных фильмов – так и шла вагонами из побеждённой Германии (и большая часть была изъята их киноархива Геббельса)

ОТКУДА ВЗЯЛИ КАДРЫ ФИЛЬМА

ТРЕТЬЯ ГЛАВА «НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ» И ВОСЬМАЯ ГЛАВА «О СЕБЕ»

Фотографии взяты как раз из того архива на Мосфильме (см. «Материал для фильма»). Михаил Ромм берёт слово: 
«Здесь и фуражка Гитлера в фас и профиль, и торт, который ему преподнесли, и груды носков, которые ему связали, и Зигфрид, у которого Гитлер выглядывает из-под мышки, и целая серия фото, из которых видно, на каком именно месте Гитлер держал руки, и еще много любопытного. Посмотрите и третью главу: «Несколько слов об авторе». Там уникальные снимки, так сказать, начинающего Гитлера, который далеко не сразу научился держаться, как положено фюреру. Там же целая серия снимков, где Гитлер разучивает свои ораторские позы перед зеркалом, отрабатывая технику исступленного темперамента».

А хроника для третьей главы – их архива Белых Столбов. 
«Полтора года Белые Столбы давали нам все новый и новый материал до самого последнего дня работы. И до самого последнего дня мы то и дело находили еще не виденное, необычайное, интересное.
Так, например, наткнулись мы на маленький фильм «Фюрер», с пометкой «немой, I часть». Мы думали, что это какой-то давно известный вариант, но уже вступительная надпись насторожила нас: «Я снимал нашего великого фюрера начиная с 1924 года. Но еврейско-марксистские заправилы кинофирм не брали мои кадры. Ныне я преподношу  их в дар национал-социалистической партии. Оператор такой-то» (не помню фамилии). Оператор был неважный, но кадры этой картины очень пригодились нам: совсем молодой Гитлер — на параде, среди первых штурмовиков, на митинге, на съемке. Все это вошло в главу третью: «Несколько слов об авторе». Что касается судьбы этой картинки, то Геббельс, принявши дар, не выпустил ее на экран: Гитлер выглядел, прямо скажем, не слишком-то солидно. Он научился держаться, как положено фюреру, только лет через пять. Картина исчезла в архиве Геббельса, никто больше ее ни видел, и мы получили ее чистенькую, целехонькую».

ГИТЛЕР С ЛОПАТОЙ

"Чтобы ознакомиться с характером любой книги, достаточно бегло перелистать ее…Но чтобы ознакомиться с характером фильма, нужно зарядить его в аппарат и просмотреть, — никакой беглости тут не получается. А смотреть приходится до конца, иначе вы рискуете прозевать что-нибудь важное, особенно если учесть своеобразный характер нацистской кинематографии.Был случай, когда пришла к нам картина, которая называлась «Необходимость моторизации». Ну чего можно было ждать от картины с таким названием? Мы отложили «Необходимость моторизации» на последний день недели. Но этот день все-таки настал. В первых двух частях демонстрировались какие-то автосалоны, потом разъяснялись технические характеристики машин разных марок, а в третьей части неожиданно появился Гитлер на строительстве автострады. Представительный господин вручал ему большую лопату, потом Гитлер произносил речь и, наконец, копал этой лопатой землю под крики: «Зиг-хайль!» Если бы мы прекратили просмотр после первых эпизодов, мы не увидели бы самого занятного».

СОЖЖЕНИЕ КНИГ

«однажды мы натолкнулись на огромный, возбужденно-мрачный эпизод сожжения книг во дворе берлинского университета. Геббельс произносил речь о новой немецкой культуре на фоне пылающего костра из книг. Это было открытие! До сих пор во всех антифашистских документальных фильмах мы видели только два или три подлинных кадра горящих книг, — всего несколько секунд. Эти короткие истрепанные кадры переходили из картины в картину. Чтобы хоть немного растянуть и прояснить крошечный эпизод, режиссеры обычно подснимали крупно книгу, летящую в огонь, или сапоги эсэсовца. Но досъемки сразу выдавали себя. А здесь мы увидели полную часть, по существу, небольшой фильм…  Разумеется, кинематографисты третьего рейха, снимая этот костер, не ставили перед собой никаких особых задач, — просто Геббельс был шефом всех шеф-операторов, а те, полагая, что маслом каши не испортишь, обсосали эпизод, как могли. Этот бесхитростный подхалимаж дал настолько выразительный результат, что сожжение книг в берлинском университете не было выпущено на экран».

СОВЕТСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 60-Х

«Кулишу (Савва Кулиш, на картине - режиссёр-практикант – наше примечание), как оператору и вместе с тем будущему режиссеру, было дано еще и особое задание: он должен был снимать скрытой камерой студентов, школьников, просто прохожих, любые занятные группы молодежи или примечательные пары, например,— влюбленных. .. Скрытая камера подсматривает, ловит, — поэтому Кулиш имел право снимать все, что покажется ему интересным. Мы оба шли на риск. Я не знал, получится ли что-нибудь, а если получится, то как войдет в картину. У меня было только смутное ощущение, что хорошее и молодое необходимо для контраста с тем мрачным зрелищем, которое мы готовили».

ГОЛОС ЗА КАДРОМ

Мы уже сказали, что диктор – это сам Ромм. И опять создатели сами всё расскажут:
Михаил Ромм:  
«От текста требуется многое, а подступиться нелегко. Обсуждали разные варианты: может, это будет спор о фашизме? Может быть, два диктора? Я все тянул, не мог решиться, а пока, на рабочих просмотрах, объяснял эпизоды устно, как придет в голову, В каждый раз по-разному. Без объяснений невозможно: картина сложная, без текста просто ничего не понять. Нужна ведь еще и мысль, и философия фильма... Мне стали советовать, чтобы я сам стал диктором и говорил бы то же самое. Однако то же самое повторить не так-то легко…  Я решил импровизировать текст, каждый раз чуть-чуть меняя его. И это было самое трудное. Каждая часть отнимала целый день работы. Озвучивал я большими кусками — минут по пяти, а то и больше. Ошибался, сбивался, терял темп или мысль, или так уставал, что мне все делалось скучно, безразлично и даже тошно. Однажды Туровская (соавтор сценария – наше примечание), зайдя в павильон озвучания, увидела, как я в одних носках (чтобы не скрипели ботинки) пытаюсь заново, по-свежему, в седьмой раз сказать какую-то главу новыми словами. Вероятно, зрелище моих мук было достаточно печально. Во всяком случае, Туровская даже заплакала от сострадания. Это было очень трогательно и по-женски».
Ромм во время работы над записью звука (справа). Со съёмочной группой
 и звукорежиссёром  Борисом Венгеровским (рядом с Роммом)

А теперь то же самое – но другим взглядом - Майя Туровская:
 «…Мы заходим в аппаратную студии звукозаписи. Навстречу человек. Он в одних носках, без башмаков, лицо у него расстроенное. «Пока я просто говорил в зале, все было нормально, а здесь, в этой студийной тишине, я перехожу на какой-то руководящий бас… Туфли скрипят отчаянно, пришлось их снять… К тому же я опять оговорился, и все пошло насмарку… я же не актер, в конце концов, я не умею…»

ВСЕ СТАТЬИ НАШЕГО БЛОГА О ФИЛЬМЕ "ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ":


БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:


Комментариев нет:

Отправить комментарий